Яндекс.Метрика

Березинская водная система.

Березинский канал (позже получивший название Березинской водной системы) - это искус­ственный водный путь, который связал в начале XIX в. бассейн Западной Двины с бассейном Дне­пра. Построен в 1797-1805 годах русским правительством на месте старого торгового пути.

Dim lights

Березинская водная система состояла из 6 каналов, 14 шлюзов и нескольких плотин. Все шлю­зы были деревянные однокамерные, стенки наклонные, выложены тесаным камнем, нижняя часть их вертикальная и укреплялась деревянными сваями. Ворота шлюзов и ряжевые деревян­ные ящики были засыпаны песком с камнем. Общая протяженность канала 159 километров.

Начинался водный путь от реки Березины, проходил через Сергучский канал (соединяет сплав­ную часть реки Сергуч с несплавной), реку Сергуч, озера Манец и Плавно. Березинский (Соедини­тельный) канал начинался у д. Городок и заканчивался у озера Плавно. Построен на водоразделе рек бассейнов Черного и Балтийского морей. Далее - озеро Береща, река Береща, Веребский ка­нал (построен в обход несплавной части реки Береща), река Эсса, 1-й Лепельский канал (постро­ен в обход несплавной части реки Эссы), озеро Лепельское, 2-й Лепельский канал (деривацион­ный для судового хода), река Улла, Чашникский канал (спрямляющий несудоходную часть реки Уллы), река Улла до реки Западной Двины.

 

Древнейшими путями сообщения были водные пути. Беларусь обладает в этом отношении превос­ходными путями сообщения, а одна из древнейших торговых дорог от Балтийского моря к Черному - «из варяг в греки» - пролегала через Полоцкую землю. Благодаря этому пути были возможны торговые связи, с одной стороны - с северо-западом и с другой - с северо-востоком Европы.

По притокам Днепра - рекам Припяти и Березине - также велась торговля. Из реки Березины торговый путь шел в систему Западной Двины. Путь шел параллельно берегу Днепра, пересекая Припять, Березину, затем по левому берегу последней до водораздела между Сергучем и Эссой, откуда принимал северное направление.

Путь из Западной Двины и Лепельских озер в Днепр использовался в XVI в. Стремление к соединению Балтийского моря с Черным существует уже давно. Мысль об устройстве канала для соединения верховьев рек, текущих в разных направлениях к морям Черному и Балтийскому, появилась впервые, насколько известно, в XVII в. В конце царствования Сигизмунда III Вазы на Варшавском сейме 1631 года обсуждался проект, и король провел че­рез сейм решение о строительстве в честь его сына Владислава «нового порта» (канала), который соединил бы верховья Березины и Вилии (приток Немана). По неизвестным причинам предприятие не было осуществлено.

Проекты соединения Днепра с Двиною рассматривались в XVII в. в России. Определенные преимущества водного транспорта перед гужевым заставили русское правительство во второй половине XVII в. обратить самое пристальное внимание на совершенствование водных путей, изы­скивать возможности по корректировке их направлений. Водный транспорт допускал возможность пере­возки массовых грузов (лен, пенька, лес) в значительных объемах. Воднотранспортная сеть развивалась в определенных условиях природной среды, регламентирующих судоходство и сплав. Кроме Березинского канала на территории Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX вв. строились Днепровско-Бугский, Ав­густовский каналы и канал Огинского.

Благодаря относительно ровному рельефу верховья рек разных бассейнов близко подходили друг к другу, что давало возможность через волоки устанавливать связь между речными системами, проводить на месте волоков соединительные каналы. Именно на такой основе создавались Вышневолоцкая, Мариинская, Тихвинская и Березинская водные системы.

В бассейне Днепра особую роль играл водный путь по Березине. Березина в последней четверти XVIII в. превратилась в связующее звено между Приднепровьем и Балтийским морем.

Первая выполненная работа по каналу относится к 1799 году. В этом году был готов отводной (осу­шительный) канал. В1801-1802 годах между озерами Плавно и Береща был прорыт Соединительный канал длиною 7 верст 13 саженей. И при помощи четырех шлюзов, как и предполагалось при первоначальном проекте, со­общение между бассейном Березины и Двины было установлено.

Официально считается, что строительство завершено в 1805 году. В этом году по Соедини­тельному каналу кое-как пробралась барка, но через несколько минут после отсылки донесения об открытии судоходства засела в Сергуче.

На строительстве каналов работали киркой, лопатой, вручную забивали толстые сваи, сооружали водо­проводы и запруды. Шлюзы открывались и закрывались ручным воротом или конным приводом, вдоль каналов делали бревенчатые настилы, по ним шли упряжки лошадей, тянувшие груженые суда или плоты.

Вместо одного канала между озерами Плавно и Береща, как предполагалось по первоначальному проекту, образовалась целая система каналов и шлюзов, названная впоследствии Березинской систе­мой. Общая длина Березинского канала составила 159 километров. Построено 14 шлюзов, 6 плотин, прорыто 6 каналов. В 1805 году сенат издал указ № 5757, в котором утвердил «штат чинам для присмотра сооруженными гидроулическими строениями и порядком судоходства, по приходящему к окончанию Березинскому каналу». Штат Березинского канала состоял из главного смотрителя (располагался в г. Лепеле), 7 смотрителей и 2 помощников смотрителей, казначея, шлюзового мастера, служащих канцелярии и военной команды (9 офицеров, 85 рядовых).

Березинский канал обеспечивал проход судов и сплав леса из Могилевской, Минской и Витебской губерний в Прибалтику, а через Днепр с Малороссией связывал вокруг лежащие территории с рынком в Риге. Соединение рек Днепра и Западной Двины было важным как в торговом, так и стратегическом отношениях. Этот водный путь обеспечивал хорошие торгово-экономические связи Беларуси с Германией, Польшей и южными регионами России.

Строительство Березинской системы оказало благотворное влияние на развитие г. Лепеля. Лепель был объявлен центром Березинской системы. Здесь находилась администрация канала. Для местного населения это был важный источник заработков. Местное население более столетия занималось спла­вом леса. Чиновники и администрация системы, сравнительно прекрасно обеспеченные, способствова­ли подъему торговли в Лепеле. За счет Березинской системы в Лепеле появились хорошие дома, образ­цовые мосты и набережные. На средства водной системы и чиновников системы была открыта в Лепеле домовая Преображенская церковь. Преображенский собор в Лепеле (1844 год) построен частично на средства министерства путей сообщений.

Березинская водная система интенсивно эксплуатировалась до Второй мировой войны. По Березинскому каналу перевозили грузы и сплавляли древе­сину. Однако уже тогда водный путь находился в крайнем запустении и не отвечал возрастающим нагрузкам. Сплав леса по системе продолжался до конца 1950-х годов.

В настоящее время разрабатываются проекты реконструкции водной системы и использования ее как туристического объекта. Возможно, Березинскую систему ждет новая жизнь. Действительно, строительство и эксплуатация Березинского водного пути стали неотъемлемой частью исторического прошлого Лепельского края... В свое время Березинская водная система сделала Лепель важнейшим звеном на водных путях между севером и югом. Сегодня, в новых условиях, она снова может стать украшением Лепельщины. [7, с. 3-7]