Яндекс.Метрика

Служба на легендарной «Хиросиме»

Судьба человека

Служба на легендарной «Хиросиме»

Собираясь на работу, Иван Бусов и сейчас говорит: «Пошел на вахту». Военная лексика, выправка, внутренняя дисциплина, а еще добрый юмор… Таким Ивана Ивановича знают коллеги и учащиеся Государственного профессионального лицея, где он не первый год работает сторожем. Немногие задавались вопросом, откуда у этого человека такие качества. Да и сам он не любит хвастаться службой на первой атомной подводной лодке СССР. Поэтому увидев Ивана Ивановича в лицее в парадной форме с медалями и кортиком на поясе, все немало удивились. Они, может, и не узнали бы его прошлого, если бы не особый случай…

В этот день старшему мичману Ивану Ивановичу подполковник Василий Шапка, военный комиссар районного военного комиссариата, вручил памятную медаль Союза моряков-подводников ВМФ в честь 45-летия подводного экипажа К-19, погибшего в аварии 4 июля 1961 года. Эту юбилейную медаль прислали из России, и для Ивана Ивановича она уже десятая. Среди его наград – медали трех степеней за безупречную службу, и даже медаль, сделанная из металла первой атомной подводной лодки с барельефом Кольского полуострова и гербом Полярного – города, где он жил долгое время.

Еще в детстве Иван Иванович, уроженец деревни Григоровичи, хотел стать военным. Окончив восьмилетку, поступил в минское ГПТУ №9 металлистов на токаря. До призыва в армию работал на МАЗе. Военная же служба началась в 1979 году с учебного отряда подводного плавания в Кронштадте.

Минет двадцать три с половиной года -- и Иван Иванович в звании старшего мичмана вернется с Северного флота «на гражданку». А пока и предположить не мог, что распределят его на ту самую, известную серьезными авариями атомную подводную лодку К-19, прозванную в народе «Хиросимой». 4 июля 1961 года на этой субмарине произошла авария кормового реактора, грозившая третьей мировой войной. От ядерной катастрофы тогда спас экипаж К-19, только стоило это жизни восьми морякам, остальные получили высокие дозы облучения. В пожаре 1972 года погибло 28 человек, а 9 выживших из десятого отсека пробыли в холоде более двадцати дней до того, как лодку отбуксировали на базу. Скудные запасы воды, капуста, сухие макароны –- за это время они похудели килограммов на двадцать. От ангин полоскали горло солью…

Все эти подробности Иван Иванович узнал со слов очевидцев: первый экипаж К-19 приезжал на подводную лодку в 1991 году. А когда он начинал служить, детали не афишировались, давали только сухую короткую информацию. Да и сам старался не думать о плохом. И когда в конце срочной службы командир спросил, хочет ли он остаться, не задумываясь, согласился. Его не пугало, что череда аварий на этой подлодке повторялась с последовательной закономерностью – раз в десять лет.