Яндекс.Метрика

Власть и закон

Поступок не определяет судьбу

Декрет № 18: государственная защита детей

Поступок не определяет судьбу

В СШ №1 используют любую возможность, чтобы предостеречь детей, однажды преступивших закон – от кружковой работы до бесед со священником. Здесь считают, что плохие поступки учеников не делают их будущее безнадёжным: все можно исправить.

«Только к каждому нужно найти подход, - говорит директор Валентина Дмитриевна Хацкевич, - готовых рецептов, к сожалению, нет: это усилия всего коллектива – от социального педагога до классного руководителя».

И самое главное, что такие старания не проходят даром. Даже став студентами, дети возвращаются за советом к психологу и педагогам в родную школу. «Карточку, на которую перечисляются алименты, мать не отдает, пока выделила деньги, а что будет дальше, не знаю. Боюсь, спустит все, а мне учиться в другом городе надо», - за помощью в решении и такой проблемы обращаются к ним.

На учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоит только две ученицы, из семей находящихся в социально опасном положении.

«Иногда оступаются те дети, смотря на которых, думаешь, что они противоправных поступков никогда не совершат, - вспоминает директор. – Был, к примеру, случай, когда девочка украла в магазине наушники - росла без отца, жили небогато – но что, она пойдет на такое мы не ожидали. И после профилактических бесед с психологом, инспектором по делам несовершеннолетних девочка ни разу не сделала ничего подобного. Поступила в Лепельский аграрно-технический колледж, и сейчас часто к нам приходит».

Ребенок, нарушивший закон, может не задуматься над тем, что совершает, и, осознав все, больше никогда не повторять этого в своей судьбе. Направить на правильный путь учеников помогает школе Инспекция по делам несовершеннолетних, организуются также встречи с врачами, сотрудниками прокуратуры. С охотой слушают дети и иерея Сергея Лешкевича, настоятеля храма Преображения Господня. Готовят таких ребят и к районной правоведческой олимпиаде, в которой, к примеру, в прошлом году СШ №1 заняла третье место. Не пропускают они и участия в традиционной осенней спартакиаде, не уступая свои первые и вторые места.

Кроме того детям, находящимся в социально-опасном положении – их здесь 18 - предлагаются бесплатные путевки на оздоровление в военно-патриотические лагеря Заслонова, Боровки, в областную больницу медицинской реабилитации для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Шесть таких ребят оздоровлялись в этом году в школьном лагере дневного пребывания. Помогают этим подросткам и трудоустроиться: свою «копейку» летом они заработали в производственных бригадах, ремонтируя школы.

Классные руководители и социальный педагог проводят воспитательные беседы и с родителями. Социальному педагогу Ольге Николаевне Юлькович при посещении неблагополучных семей найти общий язык с родителями помогает тактичность.

«Плохой поступок – не значит плохой ребенок, - уверена Ольга Николаевна, проработавшая до школы 11 лет в интернате. – Бывает, ребенок хороший, а условия в семье такие, что он может и сорваться. Случается, что и соблазн велик: дома чего-то нет, а очень хочется. Может сработать и синдром толпы: все пьют – и я буду. Плохо сказываются на детях и родительские разводы, нехватка любви в семье. А иногда причиной проступка становится и обычная детская шалость. К примеру, однажды наши ученики, играя воскресным днем в снежки, разбили окно в частном доме».

Стара история и с кражей мобильных телефонов. И если раньше не все младшие школьники понимали, что пользоваться чужим утерянным «мобильником» тоже приравнивается к воровству, то теперь этому уже научились. И как считает Валентина Дмитриевна, меньше стало курильщиков, в школе их теперь единицы: моден среди молодежи здоровый образ жизни.

Не получится в СШ №1 и прогулять уроки – все пропуски по неуважительным причинам строго отслеживаются. Ежемесячно классные руководители делают отчеты по посещению, и если ребенок три дня прогулял школу, то ставится на контроль. Проверяют также, все ли ученики «доходят» до последнего урока. Наблюдают здесь и за увлечениями ребят, чтобы рекомендовать им какой-нибудь кружок или объединения по интересам, а если с учебой не ладится, помогают и в этом. Так, социальный педагог просит учителей позаниматься с таким ребенком дополнительно, чтоб знания улучшить и оценки подтянуть. К примеру, после дополнительных занятий по математике и химии, одна из учениц без проблем поступила в колледж на дизайнера. А пройти на бесплатную форму обучение для этих детей очень важно: платить за них нерадивые родители вряд ли будут. Отводиться и время для занятий на компьютерах: у многих ребят их попросту нет.

«Такие дети больше ценят и помнят нас, - замечает Ольга Николаевна. – Они благодарны за анонимность. Приходишь, бывает, в класс говоришь, что произошло у нас ЧП. Ребятам интересно, кто же нарушитель. Но я «информацию не разглашаю», говорю, что и их личности не рассекречу, случись что».

В любой работе важен результат: когда ребенок не повторяет своих проступков, это лучшее, что может быть для педагогов.

 

Под знаком «талантливой совы»

Под знаком «талантливой совы»

В Витебске на базе Первомайского отдела Департамента охраны МВД РБ прошел первый этап 16-го областного смотра-конкурса художественной самодеятельности, посвященный 60-летию службы.

Двадцатиминутное выступление лепельская команда разнообразила не только тематическими песнями, патриотическими стихами, но и ярким оформлением. Когда участники вышли на финальную песню с бело-фиолетовыми шариками, даже самые уставшие зрители начали их фотографировать.

Высшим баллом оценены и программные брошюры лепельчан. Электромонтер охранно-пожарной сигнализации Анна Головина сделала коллаж из фото о буднях отдела и стала лауреатом первой степени в номинации «Оригинальный жанр».

- Запомнилась атмосфера конкурса – доброжелательная, без какой-либо конкуренции, - говорит Анна.

К слову, в этом конкурсе за победу можно было бороться семьями. Своих родственников делегировали кладовщица Валентина Валевич и электромонтер Максим Гнилокозов. Сыновья Валентины, ученики Старолядненской школы Иван и Алексей стали лауреатами второй степени в номинации «Дуэт» за песню «Вневедомственная охрана». Дипломом этой же степени в другой номинации  «Сольный вокал» наградили и преподавателя Боровской музыкальной школы Диану Гнилокозову, жену Максима.

Всего было восемь номинаций. Никто из лепельчан без призов из Витебска не вернулся. И кроме дипломов на память о своем выступлении у них остались сувениры с эмблемой Департамента охраны - совой, держащей ключик в клюве.

 

Наша смена – наша забота

Наша смена – наша забота

От улыбки стало веселей

«А сейчас дети смотрим сюда», - зовет к загадочному ящику, накрытому синей тканью, педагог дополнительного образования Светлана Хованская. Мгновение – и внимание первоклашек приковывает черепаха в аквариуме – постоянный житель кружка «Керамика». Такой хитрый пиар-ход придумала педагог, чтобы привлечь посетителей Дня открытых дверей Лепельского районного центра детей и молодежи в свое объединение по интересам – так с этого года называются кружки.

Умеют удивить новичков в традиционную неделю учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Потом и записываются дети одновременно в несколько объединений.

- Такие презентации устраиваем для младших школьников, - говорит культорганизатор Елена Макаренко. – К старшим приходим в школы, а многие из них занимаются в центре уже не первый год и сами разыскивают своих руководителей. В основном, набираем детей – и растим.

У желающих выбрать себе досуг вариантов немало: 49 объединений насчитывается в районе. В самом здании центра на улице Советской их более десяти, в эстетическом отделе на улице Лобанка - четыре.

Последние гости недели открытых дверей ученики СШ №4. Шестнадцать первоклассников после концерта на глиняных свистульках и знакомства с черепахой продолжают «свое путешествие». Алла Мисник, руководитель «Волшебного лоскутка», показывает, что игрушки делают не только на фабриках и не из целых материалов, а  их можно сшить своими руками из тканевых кусочков. Она обещает научить детей лоскутной мозаике. Мастер-класс бисероплетения проводит Елена Савченко: пару минут и веточка для дерева готова.

- Многие обычно думают, что делать вещи из бисера очень сложно, но, на самом деле, здесь ничего трудного нет, - успокаивает она. – И кто хоть раз попробует, в этом убеждается. Главное – желание и терпение.

Снежинки, животные, насекомые, цветы, панно – демонстрирует работы воспитанников педагог.

- Под каждое платье – новое украшение, - стимулирует к работе Елена Анатольевна юных модниц.

Под «Кукареллу» простым танцевальным движениям учит ребят педагог танцевальной студии «Непоседы» Светлана Михно. Потанцевали – надо и попеть. «От улыбки станет всей теплей», - стараются вытягивать ноты первоклашки. Правда, некоторые молчат: то ли слова не знают, то ли стесняются. С этой песни и обещает начать обучение Мария Бурдиловская, руководитель вокальной студии «Капитошка».

Визитки получены, путешествие по центру завершилось – и дети с не меньшим задором, чем участие во всех кружковых презентациях, поднимаются на второй этаж. Расположение объединений по интересам для них самое удобное: в одном здании и учеба, и досуг.

К слову, за подобные занятия детей в больших городах родители платят немалые деньги, а в этом центре они бесплатные.

 

«Принцип бумеранга»…

15 сентября – День библиотек

«Принцип бумеранга»…

Переставлять с полки на полку книги, заполнять однотипные формуляры… «Кому может понравиться такое скучное занятие?» - спросите вы. Так ли однообразна работа «хранителей книг»? Самое время развенчать неприглядные «библиотечные» мифы. О задушевных читательских беседах и о том, какое отношение к сотруднику «книжного царства» имеет ткачество, рассказывает Ольга Довнер, заведующая детской библиотекой.

«Буду мафиози, если не получится стать следователем», - говорила так в детстве знакомым Ольга Николаевна, впечатленная криминальными сериалами. «Вне закона» ей работать не пришлось: человек она совестливый. Зато вот профессию свою меняла не раз. А совсем недавно другая мечта школьных лет – воспитывать маленьких детей – исполнилась наполовину: больше месяца она заведует детской библиотекой. «Я просто попытаюсь, а уже получится или нет, посмотрим», - сказала Ольга, когда ее перевели на эту должность с библиотекаря читального зала центральной районной библиотеки, где проработала два года. Не в принципах Ольги отказываться от интересных предложений: ей всегда нравится учиться новому.

Правда, когда преподаватель краеведческих дисциплин Белорусского государственного университета культуры и искусства посоветовала Ольге после пяти лет заочной учебы пойти в аспирантуру, отказалась.

Адаптироваться к новым местам Ольга научилась еще со школы. Пойдя в первый класс в родных Барсуках, базовую школу окончила в Слободе. Выпускной же вечер встретила вообще в домжерицкой школе. «География» студенческих лет удивляет не меньше. Красный диплом курсов швеи Лепельского ПТУ-175 дал Ольге «зеленый свет» в Витебский государственный индустриально-педагогический колледж. Спустя три года к профессии швеи добавились специальности портного и мастера производственного обучения.

Но оставаться витебчанкой Ольге не захотелось: после шести месяцев «будней» швеи она вернулась на родину. Большой город не для нее, вспоминает, что даже когда и уезжала на сессию в Минск, не теряла возможности пойти в парк, чтобы хоть как-то быть ближе к природе. Подкупает и общительность. Порой домой приходится добираться и полтора часа вместо обычных тридцати минут, немало времени уходит на «дорожные» разговоры со знакомыми.

***

С поиском будущего места работы помогли тоже, кстати, знакомые – только уже мамины. Не знай Ольгу как дочь библиотекаря, может, ей и не предложили бы должность в Домжерицкой сельской библиотеке, а так взяли с условием, что она получит высшее образование по новой специальности. Так Ольга поменяла профессию, продолжив на этот раз семейную династию. К слову, она никогда не ставила перед собой цели получить высшее образование: считает, что в гору надо подниматься медленно, чтобы оттуда резко не упасть.

Учась заочно в университете по специальности библиотековедение и библиография, Ольга еще успевала «возрождать» давно забытое ремесло в Доме ткачества. И эти, казалось бы, две далекие профессии совмещала три года. Утром на старинном станке ткала салфетки, скатерти, ручники, а после обеда выдавала книги и выслушивала задушевные рассказы сельчан. В основном, приходилось готовить продукцию для выставок, но были и заказы.  Ольга была одной из тех, кто создавал полотно для костюмов «Песняров». Домжерицкие ткачихи помогали в этом Дому ремесел.

В Лепеле по-доброму однажды позавидовала мастерам вышивки крестиком, выставка работ которых проходила в их галерее библиотеки. Взяться за пяльцы с иголкой решила Ольга. Попробовала – понравилось. Теперь картина «Лодки» занимает почетное место в ее коллекции. И не только морские мотивы нравятся рукодельнице, любит она контрастную и контурную вышивку. Даже иногда получается тематически «вписываться» и в пору года: свой  «листопад» на льняной скатерти вышивает сейчас Ольга. А в планах у нее попрактиковаться в плетении из «газетной лозы».

Ольга любит спорт. Не только болеет за наших биатлонистов, но и каждый год открывает волейбольный сезон с барсуковской молодежью. А два года назад получила водительские права. К слову, в свое время окончила и музыкальную школу по классу баяна. Правда, признается, что бросить ее пыталась не раз, да мама не позволила. «Раз начала – заканчивай», -- учила она дочь.

-- Человек может многое не уметь, но знать должен немало, -- говорит Ольга. – Мне нравится учиться новому, ведь умения за плечами не носить, пригодятся всегда. К примеру, зная, что я швея, многие сельчане приходили ко мне «штаны укорачивать».

«Широким специалистом узкого профиля» должен быть и библиотекарь. Эта та работа, которая обязывает знать, где и как найти читателю нужную информацию.

Ольга не раз замечала, что даже в наш век информационных технологий не все хорошо ориентируются в интернет-пространстве. И если дети в социальных сетях общаются с легкостью, то подготовить реферат получается не всегда. К примеру, один студент долго не мог найти биографию Ивана Мележа, пока библиотекарь ему не подсказала сделать запрос на белорусском языке.

Нередко приходится искать и книги по цветовой гамме обложки, и хорошо, если читатели правильно называют цвета.

-- Иногда просят: «Дайте мне зелененькую книгу по бухучету, которую я брал недавно», -- вспоминает Ольга «исконно библиотечные курьезы». – Пересмотришь все предполагаемые учебники, а она окажется лишь с редкими зеленоватыми просветами. Однажды долго не могли найти куприновский рассказ «Топор». Оказалось, нужен был «Тапер». В категорию тех, кто обычно искажает названия, конечно, попадают больше школьники и студенты: то автором «Повестей Белкина» назовут Белкина, то «Ревиза» Гоголя попросят.

А, бывает, библиотекарям приходится и предугадать то, что может пригодиться другим. К примеру, есть читательница в районной библиотеке, которая дарит свои стихи другим. В читальном зале ей и предложили оформить свою поэзию на красивых листах – получились как открытки. Другому завсегдатаю отксерокопировали и прошили полезную книгу: он и не знал, что здесь есть такая услуга.

«Всеядна: от сентиментальных романов до фантастики», -- такую характеристику своему читательскому вкусу дает Ольга. Сейчас же штудирует произведения белорусских авторов – сборник «Филоматы и филареты».

А по жизни она руководствуется «принципом бумеранга»: что дашь, то и получишь. Она, как оптимист, не раз замечала, наблюдая за происходящим, что даже то плохое, что случается, может привести к лучшему. «Здоровый цинизм», - улыбается Ольга. Ждать, когда судьба сделает подарок не в ее правилах: считает, что «на удачу» нужно работать.

 

Гражданина надо воспитать

Гражданина надо воспитать

Настоящих граждан своей страны надо воспитывать с детства. Поэтому неслучайно темой урока, который провели сотрудники детской библиотеки, стала родная страна и ее особенности.

Первое сентября. Читальный зал библиотеки. Все места заняты пятьюдесятью второклассниками СШ №1. Для их новый учебный год начинается с часа-познания «Я – гражданин Беларуси».

От сведений, с какими странами граничит наше государство, до белорусских пословиц и поговорок – вот о чем успели рассказать юным слушателям библиотекари Юлия Скакун и Анна Королева. Протестировали второклашек и на знание народных сказок. А учителя даже захотели спровоцировать своих воспитанников: «Дети, кто летом ходил в библиотеку?». Поднятые руки не заставили ждать ответа.

Не без помощи ведущих у ребят получилось найти разгадки к викторине «Буквы заблудились». А также они с интересом посмотрели фильм «Наша страна!», завершивший это мероприятие.

 
Еще статьи...